Религиозный оптимизм

Так, противоречив и парадоксален социально-психологический облик музыки Баха, вобравший черты разных культурных эпох: религиозный оптимизм и барочный трагизм мироощущения, традиционное христианское преклонение перед господом, высокое всепоглощающее стремление к нему и простонародное бытовое любопытство, бюргерскую трезвость, ремесленный хищный глазомер, самозабвенную веру и глубочайшую духовную рефлексию, неведомую официальному религиозному сознанию, кажется, с времен Исповеди Августина, искреннее смирение и воистину ренессансное чувство собственного достоинства и внутренней свободы, общинную всеобщность и психологическую конкретность, авторскую определенность высказывания, патетику, эмоциональную экзальтацию молитвы и проповеди и предвещающую рационализм Нового времени всеохватность и тщательность логической аргументации - А ты ликуешь, как Исайя, о рассудительнейший Бах! (О. Мандельштам). Восходящее к Великой французской революции всемирно-историческое воодушевление, героический оптимизм, всечеловеческое площадное ликование финалов бетховенских симфоний; бьющаяся в неразрешимых противоречиях, непрерывно рефлектирующая, полная горечи, страдания и стоически упрямого человеколюбия - вопреки всему низкому в мире и в себе- духовность Малера, рафинированного интеллигента рубежа всемирно-исторических эпох. Примеры можно продолжать.

Современная история общества и культуры, формирующаяся сегодня специальная дисциплина - историческая психология дают музыкознанию, и в будущем дадут еще больше, богатейший материал, в контексте которого не только должно выявить истоки и типологию музыкальной психеи, но только и возможно понять и оценить ее историческое и личностное своеобразие.