Культурный образ мира
Наконец, в-третьих, в культурный образ мира и, соответственно, в структуру музыкального содержания входят (в разные эпохи - в разном объеме, степени) более конкретные и в этом смысле более наглядные представления об отдельных сторонах, сферах, проявлениях значимой реальности -образы природы, истории, человека, его быта и нравов, сознания и поступков, образы конкретных жизненных сфер (труда, борьбы, общения, досуга, празднества, искусства) и процессов (от рождения до смерти), наконец, символические образы культуры в целом в их характерных для данного типа культуры проявлениях. Таковы, к примеру, образы природы в Шестой симфонии Бетховена, не только обусловленные мировоззренчески (Б. В. Асафьев отметил сходство бетховенского отношения к природе с ее восприятием Ж- Ж- Руссо в Прогулках одинокого мечтателя), но отражающие тот конкретный австро-немецкий, вообще западноевропейский природный (сельский) ландшафт, практическая и духовная освоенность которого, в частности, воплотилась в присущем культуре особом способе, стиле пейзажного видения, названном пасторальным2. Во многих произведениях Рахманинова получил музыкальное воплощение поэтический мир русской усадьбы конца XIX века
Контекстуально-ассоциативно (реже - звукоизобразительно) входя в создаваемую музыкой образную реальность, в семантику музыкальных жанров и стилей, заполняя универсальные мирообразные структуры и опредмечивая музыкальные переживания, наглядные представления об отдельных сторонах и проявлениях реальности придают музыкальному высказыванию максимально возможную для него степень конкретности. Поэтому как никакие другие аспекты содержания музыкального сознания они связывают музыку со своим временем, концентрируют и сохраняют в большом историческом бытии ее родовое культурно-историческое своеобразие-своеобразие культурной жизни дня творения.