Семиотический контекст
Семиотический контекст необходим, поскольку семиотика культуры генетически и функционально влияет на музыку, на ее собственный языковой аспект.
Здесь не место анализировать специфику знаковых форм в музыке, но необходимо о ней напомнить, поскольку исследование связи языка музыки с другими языками культуры во многом определяется и, я бы сказал, затрудняется именно этой спецификой. Средоточием такой специфики, естественно, оказывается интонация. Интонация семиотична, обладает знаковыми функциями, о чем писали Б. Асафьев, М. Арановский . . Но интонация, органично связанная с содержанием (духовно-ценностным мироотношением) и, одновременно, со звуковысотным материалом, прежде всего - элемент идеальной образной формы.
Необходимо понять, как, развиваясь по собственным законам и под прямым влиянием культуры, музыка постоянно питается от других ее языково-интонационных форм. Культурологический подход, несомненно, предполагает и стимулирует решение этого сложнейшего вопроса и сам отчасти помогает решить его. Основой же такого решения остается обща асафьевская идея о первородной, генетической и всегда актуальной бытийной связи музыкально-интонационной системы с другими, столь же органичными для человека, знаковыми системами: Музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) тела человеческого, но „переосмысливает закономерности их форм и составляющих форму элементов в свои музыкальные средства выражения.
Другие уровни музыкальной знаковости – выразительные средства, композиционные формы-схемы, жанры, стили,- хотя и пронизаны интонационностью, обладают большей знаковой определенностью - семантической (предметно-ценностное значение жанровых форм, спектр эмоционально-выразительных, иногда - изобразительных значений музыкальных средств), синтагматической (логико-синтаксическое значение музыкальных средств, скажем, кадансов, и композиционно-драматургических структур), прагматической (коммуникативной).