Культурное миропонимание, музыка Шопена

Ярчайший пример, конечно, Шопен, музыка которого заключает в себе безграничное богатство лирического осмысления временного разнообразия жизни. Шопен поражает не только чуткостью поэтической памяти, но прежде всего тончайшим эмоциональным восприятием-проживанием настоящего.

Реалистическая же трактовка времени базируется на культурном миропонимании, вобравшем грандиозный практический, социально-преобразовательный, научно-познавательный и духовно-ценностный опыт новейшей эпохи, что определило новые способы художественного моделирования времени, главным образом, свободное оперирование музыкой самыми различными его моделями, различными типами и элементами временностей.

В современном музыкальном реализме эти возможности успешно служат задаче объективного анализа духовного мира современника, его отношения к противоречиям бытия, его места в связи времен. Как бы ни разрастался в таком анализе микромир человеческой души, музыкант-реалист не успускает из виду и прямо или ассоциативно дает понять слушателю вписанность этого мира с его собственной временной структурой в большой объективный мир, обусловленность первого вторым (классический пример, разумеется, Прокофьева и Шостаковича).

Пространство в музыке моделируется как интонационными и логико-композиционными структурами произведения , так и культурно-контекстуально, но всегда на основе временных структур.

В музыке время (воспользуюсь словами П. Карпа о родственном музыке в этом отношении балете) - форма освоения пространства. Музыка - звучащая метонимия, воссоздающая пространственный аспект мира ассоциативно, по смежности через временнодинамические его характеристики и выступающая, таким образом, своеобразным переводчиком времени в пространство. Отмечая подобную связь пространства и времени и роль пространственных представлений в музыке, М. Друскин в книге о Стравинском задает справедливый вопрос: Какова на разных исторических этапах музыкальной эволюции их семантическая функция