Социокультурная функция музыкального сюжета
Движение, этот атрибут мира, понятый как любое его изменение, фиксируется и осмысляется культурой и искусством как с помощью пространственно-временных представлений, так и через особую, хотя и тесно связанную с последними, содержательно-структурную универсалию - сюжет. Понятие сюжета в последнее время все чаще используется музыкознанием 3.
Сюжет может быть рассмотрен как содержательно-формальная категория культуры и искусства, так как отражает и обобщает некоторые устойчивые процессуальные черты реальности, а. именно: социально и психологически значимые изменения (события) природного и социокультурного мира, то есть динамическую событийную логику, структуру бытия.
Например, для дифференцированно осваивающей мир утонченной культуры рубежа XIX-XX веков событием оказывается любое психологически фиксируемое и уже потому значимое изменение действительности, внешней и внутренней, а типичным сюжетом - естественное, беспорядочное и бесцельное сцепление таких (часто микро) событий (лирика Фета и Анненского, живопись импрессионистов, музыка Дебюсси и Рахманинова, драматургия Чехова).
Социокультурная функция сюжета, видимо, и заключается в том, чтобы осознать возможные и выделить необходимые формы и направления событийной динамики мира и человеческой деятельности, утвердить определенные нормы поведения, согласуемые с устройством мира и интересами социума. Скажем, для религиозной культуры сомнение в правоте или совершенстве бога и освященных им общественных норм - негативно значимое событие, грех (сравните огромное число сюжетов от евангельской истории сомнений Петра до сюжетной линии Ивана Карамазова), а для романтической культуры нормален, естественен, необходим именно вызов богам и разного рода официальным установлениям общества.