Трагизм, как средство понимания мира
Слышимый трагизм музыки Баха, Шуберта, Мусоргского также типологически совершенно различен, ибо включен в различные системы понимания мира и его ценностной интерпретации. Наконец, всякий раз конкретно обусловлено системой ценностей соотношение музыкально воссоздаваемых образов реального и идеального, сущего и должного.
Основными типами ценностей, выражаемых музыкой, являются эстетические, моральные и мировоззренческие, а в определенные эпохи - социально-политические и религиозные. Культурологический подход предполагает поэтому учет соответствующих культурно-исторических представлений, ценностных ориентации и идеалов, источником которых служат разнообразные памятники и тексты эпохи: высказывания художников, труды историков, искусствоведов, эстетиков, моралистов, философов, произведения других видов искусства.
При этом надо помнить, что духовные ценности реально (актуально) существуют лишь при переживании (на основе высших социальных чувств) определенной культурной предметности, за пределами которого они - только нормативная абстракция, отвлеченный принцип. Поэтому, будучи центральным в содержательно-смысловом отношении, духовно-ценностный контекст в то же время системно связан с предметным и культурно-психологическим контекстами.
Основные тины ценностей в реальном функционировании культуры не только взаимосвязаны, но и неотделимы друг от друга, переходят, прорастают друг в друга, а в искусстве образуют живой органический синтез. Однако тип и состояние культуры определяют (разумеется, вместе с личностными факторами) всегда так или иначе обнаруживаемую ценностную доминанту, часто изначально составную, синтетического музыкально-образного смысла: нравственно-мировоззренческую у Баха, Малера и Шостаковича, социально-нравственную у композиторов Могучей кучки, эстетико-мировоззренческую у Берлиоза, Листа, Вагнера, эстетическую у Шопена, Рахманинова, Равеля.