Система ценностей в музыкальном контексте
Духовно-ценностный контекст в силу ценностно-познавательной природы искусства, а также специфики музыкального содержания - центральный. Он представляет теснейшим образом связанный с предметным ценностно-смысловой план культурной картины мира.
Этот план включает социально-исторически складывающиеся системы ценностей и их реализацию: ценностную иерархию мира на основе таких противоположностей, как сущностное - несущностное, истинное - ложное, прекрасное безобразное, высокое низкое, доброе злое, человечное бесчеловечное и т. д.; конкретную ценностную наполненность (значимость) отдельных фрагментов мира - природы, истории и быта, общественной и личной, практической и духовной жизни человека; наконец, вытекающие отсюда основные ценностно-гуманистические проблемы (о смысле жизни и назначении каждого человека, путях достижения истины, гармонии, красоты, добра, счастья), обусловленные потребностями и мировоззрением общества образы должного - эстетический, нравственный, сущностно-философский, социально-политический идеалы мира, общества, личности и их взаимосвязи.
На этой всегда исторически конкретной и внутренне богатой, нередко противоречивой основе складывается тип художественного отношения к миру и его индивидуальные варианты. Выбор жизненного материала и характер его идейно-эмоционального осмысления, соответствующие им интонационные и жанровые системы непосредственно определяются именно духовно-ценностным строем художественного сознания. Поэтому без адекватной реконструкции указанного пласта культуры невозможно понять, что, как и почему воспринимается, постигается и оценивается отдельным художником или целыми художественными направлениями. Так, образы (темы) мира и человека, любви и смерти, необходимости и свободы наполняются разным смыслом в системе ценностей Моцарта и Глинки, Глюка и Листа, Вагнера и Прокофьева.