Восприятие классической музыки
Весьма красноречиво ограниченное действие в инструментальной классической музыке личностно-психологических ассоциативных значений. Каждый из великих творцов классической музыки обладал незаурядной, мощной личностью, и все-таки музыка, ими рожденная и обладающая высокой индивидуальностью звукоструктур, в основном не несет в себе личностно-психологических ассоциаций, и это - не парадокс.
Здесь следует разъяснить, что же следует понимать под этими значениями в бессловесной музыке, в которой нет, как в опере, конкретных персонажей - носителей психологического содержания? В инструментальной музыке, так же как и в лирической поэзии, в вокальной лирике, единственный персонаж, обладающий индивидуальной психологией,- сам автор, в данном случае композитор.
Правда, психологическая автопроекция в музыкальный текст имеет ограничения, вызванные конкретной внутренней структурой текста, а в более общем плане- идеями, формирующими музыкально-эстетическую систему или направление, то есть творческим методом. В музыкальном классицизме ограничение всякой автопроекции, в том числе-психологической, определяется объективным содержанием этой системы.
Бетховенская музыка - арена действия объективных сил, хотя все они преломлены через человека, человека универсального типа. Классическая музыка воспринимается как носительница определенного, устойчивого, хотя и развивающегося образа, а не изменчивого психологического состояния. Именно такой смысл несут в себе инструментальные темы классиков, особенно Гайдна и Бетховена; в связи с этим не удивительно и то, что некоторые инструментальные темы Моцарта, композитора по преимуществу оперного, наделены несколько большим психологическим, настроенческим содержанием.
Бетховен в позднем творческом периоде в ряде инструментальных сочинений прибегает как раз к такой, настроенческой подаче своего тематизма; примерами его музыки, дающей импульс к личностно-психологическим ассоциациям, могут служить Arioso dolente из фортепианной сонаты № 31 или медленные части из квартета ор. 130. Но в целом классическая музыка не связывается с личностно-психологическими аспектами содержания; наиболее близкий к ним композитор - Моцарт.