Элегические обороты
В Сцене письма, в Заключительной сцене оперы, решающих для характеристики героини, ее музыкальная речь гимнична. По сути дела, элегические обороты Ленского в партии Татьяны превращаются в лирический гимн. Жанр помогает переосмыслить сходный музыкальный материал, образовать два разных личностно-психологических ряда. Онегин в тех эпизодах, где не дублируется музыка Татьяны, имеет свою область музыкальных высказываний - характерный речитатив. Чайковский с поразительным мастерством поэтизирует прозаизмы его речи (например, в монологе И здесь мне скучно), но рядом с поющими Ленским и Татьяной он - герой говорящий, и этот момент очень точно достраивает систему основных личностно-психологических значений в опере. Не будем останавливаться на великолепном использовании жанров для ситуационной характеристичности (романс-дуэт, крестьянская песня-пляска, вальс, мазурка, полонез и т. д.): это очевидные вещи. Наиболее интересная деталь в Евгении Онегине- яркое выражение обобщенной роли реализма по отношению к романтизму: Ленский - реалистический (!) образ романтика.
Еще одна лирическая опера, основанная на сквозном мелодизме, Травиата. Личностно-психологическая характеристичность осуществляется здесь так же, как в Евгении Онегине, через трактовку вальса и марша - жанровой основы оперы. Вальсвенско-парижская салонная, бальная стихия - типичен для музыкальной речи главной героини. В соответствии с развитием образа Верди насыщает его звукоструктуры многообразными дополнительными психологическими значениями (скорбь, трепет, мольба, сожаление и т. п.). Не менее важная личностно-психологическая характеристика Виолетты - решительность - реализуется через маршевые ритмы и интонации: Умру, но памяти моей, О, друг мой, слезы осуши и т. д. Партия Альфреда в основном включена в ансамблевую структуру и подчиняется вальсовости Виолетты (в дуэтах) либо протекает на фоне ситуационной жанровой характеристичности в массовых сценах (галоп, вальс, траурный марш); там же, где этот герой должен характеризоваться в индивидуальном личностно-психологическом плане, его музыкальная речь имеет маршевый характер (кабалетта, завершающая Сцену и арию II действия). Удивителен по смелости пример личностно-психологического ассоциативного значения в музыке Жермона-отца. Его основная ария, отображающая отцовские чувства (Ты забыл край милый свой),- колыбельная песня.