Характеристика Кармен

Музыкальная речь героев реалистической оперы насквозь характеристична; у каждого она имеет свои неповторимые черты, данные к тому же в движении, развитии. Кармен - Хозе - Эскамильо; Онегин -Ленский--Татьяна; Борис - Пимен - Юродивый - Варлаам - Самозванец - Марина - Шуйский; Отелло - Яго - Дездемона; Виолетта - Альфред - Жермон: характеристичность музыкальной речи этих героев достигается в каждом случае, но разными путями. В лирической опере с ярко выраженной мелодической основой приемы характеристичности одни, а в музыкальной драме, построенной на речитативе,- совершенно другие.

К личностной характеристике Кармен подключен такой мощный источник реалистических ассоциаций, как песенно-танцевальная жанровость: зажигательные и томные песенки - это ее музыкальная речь, в которой скрыты ассоциативные характеристические значения, отображающие устойчивые черты этого образа, его народно-жизненное содержание. Психологический разворот музыкальной характеристики Кармен достигается введением в ее вокальную партию психологически изменичивого речитатва - безысходно-мрачного в гадании, страстно-протестующего в заключительной сцене-диалоге с Хозе. В психологическом отношении этот образ менее развернут, более идеализирован. Итак: песня-танец, романс, марш - область жанрово-устойчивых ассоциативных значений, определяющих личностные характеристики героев; психологически трактованный речитатив - средство развития образов. Вот, собственно, и весь основной каркас личностно-психологических значений в Кармен. Не будем продолжать описание характеристик второстепенных персонажей этой оперы, они также достаточно индивидуальны и основаны на тех же музыкальных средствах, жанровых и речитативных.