Смысловая структура
Как видно из приведенного здесь разбора трех мелодических по типу опер, важнейшим источником соответствующих реалистических ассоциативных значений в них служит система музыкальных жанров, используемых в прямом смысле (Кармен) или в различных смысловых и психологических опосредованиях (Евгений Онегин, Травиата).
Смысловая структура ассоциативных значений речитативных опер более сложная. По отношению к Борису Годунову название речитативная опера несколько условно. В такой же мере справедливо было бы назвать его песенной оперой. На кого ты нас покидаешь, Слава, песня Юродивого, песни Ксении и Мамки, песня сандомирских девушек, песня Варлаама, песенка Шинкарки, Расходилась, разгулялась все эти песенные номера представляют важный для музыкальной структуры оперы открыто-мелодический жанровый пласт. Но все-таки типологическое музыкальное отличие Бориса и Отелло от мелодических опер - в особой роли по-новому решенной музыкальной структуры речитативов.
Различные музыкальные жанры в Борисе Годунове и Отелло используются для тех же целей, что и в мелодических операх, но не имеют такого сквозного характера, как в Кармен, Травиате, Евгении Онегине. Вокальные партии уже не целиком и далеко не все имеют жанровые характеристики. Песня об иве и Молитва Дездемоны, по-церковному величавое пение Пимена несут в себе кардинальные для образов ассоциативные значения, а вот выделить такую же основу, например, для главных героев - Отелло и Бориса Годунова - невозможно. Звуковые структуры в совокупности с присущими им ассоциативными значениями, характеризующие действующих лиц мелодических опер, могут быть отделены от слов и не утратят для нас смысла музыкального выражения, но для Отелло и Бориса музыкальная характеристика существует только вместе со словами.