Структура музыкальных ассоциаций

В речитативной вокальной музыке ассоциативный ряд музыкального компонента напоминает структуру музыкальных ассоциаций в образном единстве видеоряд - музыка. В речитативах немузыкальный компонент - слово с его ассоциативной и понятийной сторонами - главенствует, руководит целым, в то время как музыкальные ассоциации, дополняющие целое (по принципу подобия либо контраста) до оптимального содержания (в совокупности со своими звукоструктурами, но без словесного компонента), не способны существовать в качестве самостоятельного музыкального высказывания. Легко можно представить исполнение на фортепиано какого-либо романса Чайковского в качестве самостоятельной инструментальной пьесы (вспомним авторские переложения романса О спой же ту песню, родная, колыбельной Спи, дитя мое, усни), но можно ли в такой роли использовать Семинариста, Озорника и другие речитативные картинки Мусоргского?

Содержание в вокальных партиях Отелло, Яго, Бориса в операх Верди и Мусоргского распределяется между понятийными, а также и ассоциативными значениями слова, с одной стороны, и музыкальными ассоциативными значениями - с другой. В музыкальных ассоциациях сосредоточен многозначный эмоциональный подтекст; отдельные изобразительные и характеристические элементы музыки отсылают нас к конкретной реальности и т. п. Если бы речитативы Бориса и Отелло исчерпывались только теми значениями, которые может дать - пусть даже самый убедительный - вариант актерской декламации, мы имели бы лишь единичную исполнительскую реальность (к этому, например, приближается экспрессионистский оперный стиль), но эти партии, вместе с их сопровождением, имеют еще и ассоциативные музыкальные значения, пусть не составляющие вне слова самостоятельной системы, но придающие всему словесно-музыкальному синтезу обобщение на уровне музыкальной концепции.