Искусство экрана

Намечающаяся здесь теоретическая проблема музыка и слово входит в более широкую систему соотношений: музыка и. другие средства выражения. Таких средств по крайней мере два: слово и зримый (видео) ряд. Все, что касается соотношения музыки с видеорядом, имеет весьма отдаленные касания к нашей теме, поэтому затронем только самые общие вопросы в области содержания музыкального компонента.

Искусство экрана - кино и телевидение - дает интереснейший современный материал для наблюдения над различными условиями синтезирования музыки и движущегося, изменяющегося, развивающегося во времени изображения. Для нашего восприятия зрительный ряд - и, соответственно, его содержание - безусловно является главенствующим, поэтому в зрительно-звуковом синтезе слияние достигается путем выбора звуковых структур с ограниченным кругом ассоциаций, либо соответствующих, аналогичных содержанию видеоряда и усиливающих его, либо дополняющих (или интерпретирующих) содержание до задуманной суммы значений. В большинстве случаев планируемое образное единство видеоряд - музыка достигается за счет понижения емкости музыкального содержания в наиболее высокой его части - круге вторичных значений. Если же музыкальный компонент имеет всю иерархию ассоциативных значений, составляющую содержательную целостность,- как это случается, например, при использовании классической музыки,- то восприятие в системе зрение - слух раздваивается и каждый компонент, даже в случае тщательнейшей координации между ними, в том числе и сюжетно-драматической, представляет собой самостоятельную ценность.

Слово в сравнении с видеорядом имеет неизмеримо большую содержательную емкость, и это создает совершенно другие возможности синтеза его с музыкой.