Сфера звуковысотных отношений

Приведем несколько примеров, оперируя преимущественно терминологией, относящейся к сфере звуковысотных отношений и к организации музыкальной ткани - к элементам музыкальной системы, принадлежащим языковому уровню и потому выполняющим наиболее значимую функцию в реализации художественного содержания, хотя есть все основания утверждать, что терминологическая неточность затрагивает и другие области науки о музыке.

Ключевыми для области звуковысотных отношений можно считать в первую очередь следующие понятия: лад, звукоряд, тональность; мелодия, гармония, аккорд; для области организации музыкальной ткани - склад, фактура; полифония, гомофония, подголосочность, гетерофония (разумеется, перечислены лишь некоторые из наиболее существенных).

Как же расшифровываются эти понятия в различных источниках и, соответственно, в какие отношения вступают термины, их определяющие? Рассмотрим несколько выборочно взятых примеров.

Весьма сомнительна правомерность применения к таким системам и терминам модальная гармония, если речь идет о музыке XIX века - Чайковском, Мусоргском и др. Ведь модальность- это целая система мышления, порожденная культурой определенной эпохи и служащая отражением в музыке эстетических установок этой эпохи. При возможном наличии некоторого чисто внешнего сходства отдельных гармонических оборотов логика гармонии и Мусоргского, и Чайковского совершенно иная.

Впрямую ошибочным, искажающим и историю, и реальное положение вещей, является проникшее во все учебники элементарной теории музыки определение системы средневековых ладов профессиональной музыки (дорийского, фригийского и т. д.) как ладов народной музыки.