Ассоциативные представления
Нельзя не учитывать и того, что возникновению в воспринимающем сознании ассоциаций сопутствуют причастные к акту восприятия или параллельные ему эмоциональные и интеллектуальные процессы; они могут быть синхронными и асинхронными между собой и по отношению к возникающим ассоциациям, могут возбуждать или подавлять друг друга, как и влиять на ассоциативный ряд, и никакая самая детальная схема не сможет отобразить протекающий в психике живой суммарный процесс, поэтому условно упростим картину восприятия до двух основных компонентов: музыкальная звуковая структура - ассоциативные представления (значения).
В научной литературе недавнего прошлого обсуждались психологические модели слушательского восприятия, включающие более широкие области деятельности сознания, нежели ассоциативные представления. Так, В. Остроменскнй в своей работе Восприятие музыки как педагогическая проблема разрабатывает в качестве такой модели слушательский образ. Он считает, что слушательский образ по сравнению с ассоциативными представлениями более осознан и обоснован, рациональные элементы музыкального сообщения выражены в нем в значительно большей степени, и при этом роль слушательского образа в постижении музыки настолько значительна, что вряд ли можно считать его компонентом музыкального восприятия Как видно из последнего заключения, слушательский образ является не звеном, а результатом восприятия музыки, поэтому использование данной категории для анализа музыкального восприятия нецелесообразно. К этому можно добавить, что слушательский образ, как и всякий другой образ, есть явление нечленимо-целостное, в то время как ассоциативные представления, несмотря на их многообразие, могут быть соотнесены друг с другом и может быть установлена их принадлежность к тому или иному уровню, то есть они могут быть структурированы.