Духовный потенциал
Именно содержание в музыке в первую очередь привлекает к ней сердца многомиллионного слушателя, объективная социальная потребность в ней определена Духовным потенциалом, действительной способностью музыки быть картиной Развивающегося человеческого мира, идей и чувствований многих поколений людей, прогрессивных идеалов современности. Недооценка содержания в музыке в первую очередь направлена против социально-ценностных критериев и музыке.
Не менее важной стороной понимания художественного содержания служит интерпретация произведения в социокультурном контексте его функционирования, трансформация содержания в зависимости от историко-социальной среды бытования. Искажение сущности содержания музыки - от литературно-программного его истолкования вплоть до отрицания ее отражательно-познавательной способности, - получившее отражение в метафизических и идеалистических эстетических концепциях философов, ученых и музыкантов-практиков и отчасти внедрившееся в обыденное сознание, все еще требует серьезной критической оценки. Того же отношения требуют позитивистские теории, круг которых ограничен формальными структурами и проблемами языка и которые демонстрируют сциентистский подход к искусству, уводящий от специфики художественного содержания.
В числе нерешенных проблем - механизмы, специфика взаимосвязи содержания и формы в музыке, социально-историческая эволюция содержательного слоя в музыке, единство в нем материального и идеального, общечеловеческого и индивидуального, современного и вечного, вопросы жанрового содержания, содержания в коммуникации и общении людей, диалектика взаимосвязи содержательного и художественного, специфика структуры музыкального содержания.