Факты духовной жизни
Сказанное характеризует специфику социальной истории в целом. У истории духовной культуры есть отличия и от других исторических наук (например, истории экономики). Это - особые категории фактов, подлежащих изучению: не только факты практики (предметы, действия), но и факты сознания и переживания, не только что-то сделанное, виденное, слышанное людьми, но и вызванные этим мысли и чувства. Оценка того или другого явления, суждение о нем - важные факты духовной жизни общества, независимо от совпадения их с нынешними или несовпадения (например неприятие, хуление каких-то произведений искусства, позже высоко оцененных, или, наоборот, положительные отзывы о произведениях, в дальнейшем закономерно отвергнутых).
Своеобразие предмета изучения обусловливает иные, чем в других науках, взаимоотношения эмпирического и теоретического уровня знаний.
Принято считать, что цель науки - построение теории. Естественные и технические науки в их современном состоянии, в первую очередь кибернетика с ее высоким уровнем абстракции в исследовании кибернетических систем (теоретическая кибернетика), чрезвычайно высоко подняли престиж теории, обобщения, моделирования. Однако и в естественных науках утверждения и их доказательства, теоретическая модель основываются на зафиксированных фактах, опираются на неоднократное наблюдение и эксперимент. Известный физик М. Борн писал, что теория возникает как «гигантские синтезы длинной цепи опытных результатов», «из документов самой природы, из фактов опыта», что теоретическое познание «вынуждено экспериментальными данными».
Наука истории включает на равных правах описание ушедшей реальности и теоретические обобщения. Можно говорить о двуединстве цели.