Исследование содержания в музыке
Для марксистско-ленинской эстетики, диалектико-материалистического музыкознания принципиальным является понимание социальной детерминированности содержания и формы, особенно проявляющееся в социологическом подходе к музыке, признание активной, главенствующей роли содержания в ходе исторического развития искусства. Опираясь на методологические принципы ленинской теории отражения, Асафьев пришел к выводу, что на высоких ступенях своего развития музыка, как смысл, становится адекватным всем другим проявлениям человеческого сознания отражением и реализацией окружающей действительности, познаваемой и претворяемой, преобразуемой человеком. В марксистско-ленинской эстетике объективная реальность выявляется как источник музыкального содержания, а музыка - как одна из форм отражения действительности. Именно поэтому проблемы музыкального содержания наиболее полно выявляются в теории реализма.
Исследование содержания в музыке имеет большое практическое значение. Выделение содержательного слоя из художественной целостности музыкального произведения, понимание структуры художественного (музыкального) содержания, ясное представление всех его компонентов чрезвычайно существенно для понимания идеологического функционирования музыки. С решением этих вопросов соприкасается и выработка современных научных критериев социальной значимости тех или иных явлений в музыкальной жизни, без него невозможно развенчание художественно-бессодержательных течений музыкального авангардизма и массовой музыкальной культуры.