История духовной культуры как наука
При изучении истории музыкальной культуры, как и всей духовной культуры в целом, необходим максимум исторических фактов. Это обусловливается особенностями истории духовной культуры как науки.
Необходимый максимум фактов должен быть подтвержден достоверными источниками. Это нужно равно и для воспроизведения картины прошлого, и для выяснения закономерностей, для теоретических итогов. У историков нет возможностей опроса, проверочных опытов. Спрашивать мы можем только источники. И только они могут обезопасить от субъективности, вымысла, фантазий, от губительного для исследователя самомнения и умственного застоя. Обращение к историческим источникам заменяет эксперимент, обязательный в естественных науках.
При этом исследователь обязан опираться на систему источников, достаточно представительных, или, как теперь принято говорить, репрезентативных для решения поставленной проблемы. Репрезентативность (представительность) источников зависит от их неслучайности, от того, насколько всесторонне и во всех связях отражают они изучаемый объект. Но именно достаточное количество переходит в это качество. Сообщения типа, например, «публика считала», «критика считала» со ссылкой на одну-две рецензии напоминают старинный анекдот о том, как путешественник, увидев из окна гостиницы, что рыжая женщина бьет ребенка, записал в путевом дневнике: «Здесь женщины рыжи и злы».
История - понятие широкое. Все развивается во времени, все исторически обусловлено. Всякое изучение любого явления (не личное восприятие только), в сущности, всегда есть историческое исследование, поскольку при изучении нельзя обойтись без установления генезиса явления, его связей с другими сторонами действительности, его последствий, то есть без анализа исторического процесса. Более того, для мыслящего человека, во всяком случае для научного мышления, историзм естествен и в восприятии текущей жизни.