История музыки и музыкальной жизни
В литературе по теории и методике исторических наук уже отмечалось, что невозможно понять историю без изучения социальной (социально-исторической) психологии, изменяющейся во времени . Для истории духовной культуры это имеет принципиальное, можно сказать, основополагающее значение, хотя до сих пор обычно учитывают лишь явления идеологии, политической жизни, науки, смежных искусств. Социальная психология не однозначна, но в то же время всегда существует некая ее доминанта.
Историю музыки и музыкальной жизни, закономерности развития музыкального искусства невозможно рассматривать в отрыве от условий бытования. Интерпретацию музыки, как и картины, романа, пьесы, актерской игры и т. д., в большой мере определяла установка восприятия, усвоенные нормы и идеалы. В то же время огромный интерес представляет воздействие искусства и литературы на психологию масс. Поэтому для воссоздания былой культуры так важно не собственное лишь мнение исследователя о том или ином творении и не только замысел творца. Существенно, что думали о нем, что чувствовали в связи с ним те, в чьей среде оно бытовало, и то, насколько широко оно бытовало. Важно изучить оценки данного факта современниками в связи с существовавшими эстетическими и этическими критериями, с доминантой духовной атмосферы данной среды и эпохи, не толковать исторические явления в соответствии с собственным своим восприятием и идеями своего времени. Лишь тогда это будет научное изучение истории культуры, а не выражение нашего субъективного отношения к ней.
Важно непредвзято изучать слушательские вкусы и интересы. И при том не забывать, что, хотя человек всегда социально детерминирован, каждая человеческая личность своеобразна, всякий наш предшественник уникален и отличается своей внутренней жизнью от любого из нас. Нужно постигнуть «их»: уяснить, что именно слушатели в современной им музыке приняли, что отвергли, как они ее трактовали или, по крайней мере, считали правильным понимать, ориентируясь на лидирующие идеи и вкусы, выявить социально-эстетические потребности, вскрыть разнообразие бытовавших взглядов и оценок и их происхождение.