Картина ушедшей жизни

Так как изучаемое кануло в прошлое, важно воссоздать его, причем в возможной целостности. Лишь при максимально полной, добросовестной реконструкции былого можно познать закономерности развития. Без такой реконструкции теоретические рассуждения суть произвольные измышления, то есть не наука. Но дело не только в том, чтобы создать базу для теоретических выводов. Картина ушедшей жизни интересует нас и сама по себе. В ней - опыт человечества, в том числе духовный: идейный и эмоциональный. Человек, не знающий и не желающий знать истории, лишенный исторической памяти, подобен манкурту, о котором рассказал Ч. Айтматов в «Буранном полустанке».

При изучении духовной культуры само воссоздание духовной жизни какого-то социального слоя в какой-то период - есть научная проблема. Собирание фактов, их описание и анализ в науке о прошлом человеческого общества представляет собой созидательную, творческую деятельность, для которой недостаточно наблюдательности и способности к систематизации. Прошедшее не просто описывается, оно реконструируется на основе его остатков и творческого воображения, работы мысли.

В ходе этого изучения не может быть избытка фактов. Недопустим лишь механический их подбор, когда между ними не отыскиваются взаимосвязи, не отделяются существенные связи от второстепенных. Имея в виду характеристику социальных явлений, Ленин написал свое знаменитое: «В области явлений общественных нет приема более распространенного и более несостоятельного, как выхватывание отдельных фактиков, игра в примеры. Подобрать примеры вообще - не стоит никакого труда, но и значения это не имеет никакого, или чисто отрицательное, ибо все дело в исторической конкретной обстановке отдельных случаев. Чтобы это был действительно фундамент, необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения, ибо иначе неизбежно возникнет подозрение, и вполне законное подозрение, в том, что факты выбраны или подобраны произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости явлений в их целом преподносится „субъективная" стряпня для оправдания, может быть, грязного дела».