Классическое музыкальное формообразование
Первая группа композиторов-романтиков: Шуберт, Шопен, Шуман. Все три автора в полном объеме творчества использовали классическое формообразование, наиболее последовательно Шуберт, для музыки которого типичны национально-характеристические, личностно-психологические значения и интравертность музыкальной образности.
В отдельных инструментальных произведениях Шумана и Шопена романтический художественный метод вторгается в классические формы, что приводит к их романтизации, но в целом музыкальная форма у этих композиторов классична и, также как и у Шуберта, самодостаточна в полной мере, а поэтому элементы программности, вносимые, например, Шуманом, оказываются сверхдостаточными (Арабески, Карнавал, Венская карнавальная шутка, Крейслериана и пр.); это напоминает музыку классических опер с доминирующей мелодической основой, музыку, которая также самодостаточна, хотя в совершенстве гармонирует со словом. Творчество Шумана и Шопена обладает обоими противоположными свойствами музыкальных образов - интравертностыо и экстравертностью (последнее - в связи с национально-характеристичной жанровостью).
В отдельных произведениях Шопена экстравертность даже преобладает (Мазурки, Полонезы), у Шумана - наоборот. Усиление экстравертности указывает на развитие в пределах романтической системы более полного содержания, на движение в сторону реалистической концепции. Нельзя сказать, что в этой группе стилей полностью отсутствуют дистанционно-временные значения; они спорадически появляются при включении в музыкальный текст различных архаизмов, примером чего могут служить тема вступления из Неоконченной симфонии Шуберта, хоральные темы в фортепианных произведениях Шумана и Шопена.