Классико-романтический стиль
Слияние классических и романтических элементов в этих стилях осуществлено на очень глубоких уровнях звукоструктуры и содержания, также и дистанционно-временные значения укоренены, ассимилированы в музыкальном языке; все это указывает на синтезирование значений и одновременное их обобщение в новом единстве,- качество, свойственное складывающемуся реалистическому методу. В целом раннеромантическое направление можно было бы определить термином классико-романтический стиль.
Следующая группа также романтических стилей - Лист и Берлиоз - по направленности содержания весьма однородна. Оба композитора широко использовали разнонациональную тематику, оба последовательно проводили идею программности, оба тяготели к личностно-психологической характеристичности в рамках экстравертной музыкальной образности. Эта особенность объясняется тем, что личностно-психологические значения в музыке Листа и Берлиоза возникают не в результате психологической автопроекции в музыкальный текст, как в произведениях трех Ш, а вследствие психологической характеристики какого-либо конкретного литературного или исторического героя: Фауста, Тассо, Орфея, Лелио и т. д.
Способ создания содержания в музыке этих композиторов весьма напоминает лирический музыкальный театр. Хотя в таблице указано, что Лист и Берлиоз основываются на классических принципах формообразования, нужно отметить, что они отходят от этих принципов много дальше, чем Шуман и Шопен. В отдельных произведениях, таких, как Осуждение Фауста Берлиоза или некоторые симфонические поэмы Листа, классический принцип сохраняется главным образом в мелочах, а вся звукоструктура, взятая как целостность, снижает самодостаточность, и если снять программу-то и свою содержательность. По этой причине плюсы в первой графе этой группы следует принимать только наполовину.