Концептуальный музыкальный уровень
Анализ концептуального уровня опирается на смысловые реалии. Более того, на его основе возможно более или менее однозначное понимание (хотя возможны и весьма значительные разночтения) концепции идейной сущности произведения не только музыковедами, но большим кругом слушателей. Идея может быть и сформулирована в достаточной степени обобщенно. Этот последний - концептуальный - уровень может не быть достаточно выявленным и в целостной форме. Так, например, очень трудно формулировать идеи многих высокохудожественных произведений.
Опора на анализ тематического развития и драматургию обусловливает выборочное привлечение содержательных деталей текста. С позиций этого уровня весь текст как содержательный феномен объяснению не поддается.
Таким образом, вывод достаточно ясен: художественное содержание музыки в основном авербально, не может быть переведено на язык слов. Все, что может быть названо словами, относится к сфере прообраза, к сфере стилистических и жанровых связей, к области идейного замысла, программы.
В свое время отождествление понятия содержания музыки с содержанием вербальным, поддающимся словесному определению- например, ошибочно отождествляемый с содержанием сюжет или объект воспроизведения,- привело в тупик весьма квалифицированного музыканта Эд. Ганслика.
Справедливо отвергнув наличие понятийно определяемого специфического художественного содержания в музыке, он пришел к определению музыкального содержания как тождества содержания и формы: Содержание музыки - движущиеся звуковые формы, форма .и есть содержание музыки, музыка состоит из звуковых исследований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих .