Музыкальное восприятие
Примеры неточностей, неувязок, пересечения понятий можно было бы продолжить. Но их достаточно, чтобы сделать следующие выводы:
Нашему понятийно-терминологическому аппарату недостает четких исходных позиций, четких методологических установок при рассмотрении явлений, выведении тех или иных его определений и установлении соответственного термина. Недостаточно четко проводится разграничение аспектов организации, уровней системы, нарушается порядок классификации терминов.
Например, определяя лад как системность высотных связей, объединенных центральным звуком или созвучием, то есть подчеркивая его функциональную сущность, Музыкальная энциклопедия предлагает классифицировать ладовые системы по принципу, полностью игнорирующему какие бы то ни было функциональные признаки: Целесообразно (при классификации. - Т. Б.) ограничиться указанием на наиболее важные типы ладовых систем как на точки концентрации основных закономерностей ладообразования (разрядка моя. - Т. Б.): экмелика; ангемитоника; диатоника; хроматика; микрохроматика; особые виды.
При этом диатоника и хроматика трактуются интервалыю, без соотнесения их с функциональными значениями составляющих звукоряд тонов. Категория лада при такой классификации сводится к уровню литервального строя - то есть одного из элементов (так как нет указаний ни на объем, ни на наклонение) звукоряда.
Следует подчеркнуть, что механическое перенесение, о котором идет речь, ничего общего не имеет с вполне правомерным расширением содержания понятия, рождающимся вместе с развитием музыкального мышления и музыкальной практики. Но в этом последнем случае старый термин требует новой доказательно аргументированной расшифровки. Например, понятие аккорд относилось традиционной теорией музыки только к созвучиям терцового строения, разумеется, не случайно.