Музыкально-содержательный аспект
Музыкально-содержательный аспект древневосточной эстетической мысли ярко проявился в космологических и этических значениях музыкальных тонов, в их строгом соответствии явлениям› природы и социальной жизни. Ибн Сипа объясняет содержание музыки подражанием внешней для человека природе, эмоциональным самовыражением, Матонга - единством в звуке духовного и материального. Значительный пласт музыкального содержания в средневековье составляет божественный ореол. Начиная с античной древности и на протяжении всей истории музыки слово трактуется как важнейший слой содержания музыки. С миром человеческих чувств, которым подражает музыка, связано содержание в трактатах Руссо, Декарта; предельно широкое значение получает музыкальное содержание в эстетике Гегеля. В метафизических теориях понимание содержания основывается на тождестве жизненных и музыкальных переживаний; гипертрофированным философским и культурологическим смыслом наполнено оно в ряде философских и культурологических концепций конца XIX - начала XX века.
Начиная с середины XIX века в идеалистической музыкальной эстетике определилась тенденция отрицания содержания, разновидностью чего явилось его отождествление с формой. Законченное выражение идеалистическая трактовка содержания в музыке получила в формалистической концепции Э. Ганслика. Особое место заняли вопросы содержания в русской музыкальной критике середины и второй половины XIX века, связанной с демократическими идеями, в свою очередь послужившими основой реалистических позиций в творчестве русских композиторов этого времени. Заповедь русского искусства, его правдивость, выражает требование адекватного отражения предмета искусства - духовной и физической реальности, определяющего художественное содержание.