Музыкальные ассоциации и их возникновение
Эти звуковые проявления разных явлений действительности сами по себе не организованы ни в какую систему. Отсюда ясно, что музыка, полностью основанная на элементарно-ассоциативном уровне, не имеет своей собственной логики, не является целостной художественной системой. Точно так же и анализ данного уровня, естественно, не может раскрыть художественную целостность . Поэтому анализ этот является, во-первых, констатирующим, а во-вторых, точечным, перескакивающим с. одной ассоциации на другую.
Следующий, третий слой - это уровень музыкальных ассоциаций, обнаруживающий жанровые и интонационные связи данного произведения с иными явлениями музыкальной действительности. Чрезвычайно существенно в содержательном плане, например, выявление генезиса тематизма, тех музыкальных начал, на которые опирается - сознательно или бессознательно- композитор. Совсем не безразлично для анализа содержания определить, опирается ли автор на так называемые первичные жанры, или его язык вторичен, или, тем паче, эклектичен.
Однако анализ этих связей, так же как и анализ внемузыкальных ассоциаций, тоже - констатирующий и точечный, ибо сами по себе эти связи не обеспечивают целостности процесса взаимодействия текста со слушателем, то есть реализации произведения как художественного факта. Достаточная эрудиция дает возможность музыковеду констатировать эти музыкальные связи, пользуясь вербальным языком, с достаточной точностью и адекватностью называть явление.