Музыковедческое исследование

В целом, в сборнике находят место различные подходы к исследованию музыки: традиционно-музыковедческий и системный (в рассмотрении музыкальных жанров и терминов), историко-теоретический и семиотический (в анализе музыкальных стилей), культурологический и музыкально-социологический, музыкально-эстетический и музыкально-критический (в исследовании историко-теоретических проблем критики). В большинстве случаев эти подходы (в разных соотношениях) присутствуют в работах всех авторов, что приближает настоящий сборник к комплексному исследованию. Содержание выявляется как в самом музыкальном произведении, так и в различных видах музыкальной деятельности - творчестве композитора и исполнителя, сотворчестве слушателя, музыковедческом исследовании. Основным аспектом анализа служит рассмотрение содержания в восприятии - самом крупном блоке музыкальной культуры, связанном с функционированием музыки, с воспитанием слушателя, формированием вкуса, потребностей, установок. Сочетание музыкально-теоретического, социологического, культурологического, гуманитарного подходов соответствует предмету исследования - содержанию музыки.

Внимание авторов привлекают масштабные объекты - наука, культура, исторические периоды развития музыки. В сборнике представлены главные отрасли традиционного музыкознания - теория, история, критика, а также метамузыкознанне (в статье Культурологические аспекты в музыке), психология музыкального восприятия. В конце книги публикуются представляющие историко-познавательный интерес и тематически связанные со сборником ранее малодоступные читателю материалы музыкально-критического наследия.

Популярные заметки

Разграничение уровней музыкальной структуры Слияние классических и романтических музыкальных элементов Музыкальное путешествие Развитие идеи инструментальных жанров Музыкальный миросозерцательный жанр Прощальная симфония Гайдна