О реализме в музыке
Содержание музыки всегда составляло особый предмет в философско-эстетических концепциях, рассуждениях и спорах. Рассматривались не только качества, особенности или структура музыкального содержания, но ставился даже вопрос о его существовании. В музыкально-эстетической и музыковедческой литературе обсуждались и обсуждаются до сих пор такие показательно-негативные теории, как формально-эстетическая концепция бессодержательности музыки, созданная в XIX в. Э. Гансликом, или формально-игровая модель музыкального творчества, созданная в нынешнем столетии И. Стравинским. Возможно, в будущем еще кто-нибудь захочет отрицать наличие музыкального содержания и найдет для этого какие-либо аргументы, но уже сегодня мы можем сказать, что все попытки такого рода означают только движение в сторону от очевидности. Мысль о музыке как о глубоко содержательном искусстве прочно утвердилась, несмотря на то, что изучение музыкального содержания еще далеко от окончательных выводов, еще есть неуверенность в оценке новых художественных явлений, еще не иссякли попытки буржуазной науки ввести в оборот подновленные формалистические концепции еще не разрешены многие актуальные теоретические и практические задачи в области содержательности музыкального искусства.
Обращаясь к проблеме реализма, и прежде всего -к проблеме реалистического содержания музыки, попробуем поставить вопрос от противного: может быть, все-таки возможно создать музыку, абсолютно стерильную от любых эмоциональных, интеллектуальных, образных включений, музыку в виде чисто звуковой структуры, полностью лишенной какого-либо содержания? Тогда уже попутно спросим и о том, возможно ли существование такого человеческого сознания, которое способно было бы воспринимать музыку без каких-либо ассоциаций, иллюзий, суггестии? Ведь именно к такому сознанию обращает музыку формальная эстетика. На оба эти вопроса можно дать только отрицательный ответ: даже немузыкальные, природные, механические звуки, достигнув воспринимающего сознания, осмысливаются, обретают те или иные значения, соразмерные с жизненным опытом.