Определения современной теории музыки
Разумеется, сказанное относится лишь к отдельным направлениям музыкальной культуры XX века. Вся история музыки показывает, что в основе ее прогресса было завоевание новых областей содержания, открытие новых способов отражения новых явлений жизни и новых сторон духовности в человеке. Именно эти стимулы порождали интонационное новаторство, поиск новых адекватных средств выражения.
В силу этого музыкознание в целом есть познание музыки, направленное на ее содержание. Оно было и будет областью гуманитарных знаний. В этой области слух остается мерой всех вещей (Б. В. Асафьев) и обобщающим, интегрирующим, основополагающим началом является эстетическое постижение музыки.
Одному из виднейших представителей русской философской эстетической науки XIX в.- Николаю Гавриловичу Чернышевскому принадлежит замечательная мысль о том, что об удовлетворительном или неудовлетворительном состоянии науки свидетельствует удовлетворительное или неудовлетворительное состояние ее терминологии. Если с позиций указанного еще в прошлом столетии критерия подойти к оценке состояния музыковедения сегодняшнего дня, то придется признать, что состояние это крайне неудовлетворительно.
Что такое термин? Каковы его обязательные, атрибутивные свойства и качества? Термин - слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерных для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений.