Организация музыкальной формы
Композитор, в соответствии с художественным замыслом, может прибегнуть и к иным, неклассическим принципам организации формы, которая будет ассоциироваться в восприятии с обратными значениями - нестройностью, неясностью, неопределенностью, неустойчивостью. Не будем здесь вдаваться в детали такого формообразования,- в каких случаях и на каком уровне возникает неклассичность звукоструктуры.
Для целостного содержания, которое не может быть отрицательным, то есть непонятным, такое формообразование должно приобрести четкое целеполаганне, что обычно достигается привлечением открытой программности, разъясняющей звукоструктуру.
Такова, например, музыка Вагнера, Малера, Р. Штрауса, построенная на неклассических принципах формы и связанная со словом, программой. Появление слова не только компенсирует неполную самодостаточность звуковых структур; слово перераспределяет содержание между разными по своей природе сущностями и берет на себя функции управления ассоциативным процессом.
Программа при отсутствии классического формообразования означает вторжение слова в музыку с целью создания оптимального суммарного содержания, однако слово не заменяет музыку, и при исследовании содержания собственно музыкального компонента программа не может учитываться на равных правах с музыкальными ассоциациями. В связи с этими соображениями программность исключена из числа содержательных признаков и вынесена в дополнительную графу.