Преобразование структуры симфонического цикла
Одно из последствий введения слова в симфонию - индивидуализация структуры сонатно-симфонического цикла. Правда, по отношению к вокальным симфониям 60-70-х гг. сразу же возникает вопрос - не является ли этот факт проявлением общей тенденции, столь свойственной симфонии второй половины XX в.? Безусловно, в симфониях 60-70-х гг. поиски индивидуальных художественных решений, затронувшие все стороны сонатно-симфонического цикла, сказываются в разных ее жанровых разновидностях. Однако сами пути этих решений в вокальной симфонии имеют свою специфику. Чтобы разобраться в ней, необходимо затронуть вопрос об общих признаках вокальных циклов (кантатно-ораториальных или романсов), отличающих их от инструментальных.
В числе их можно назвать: а) многочастность, б) сравнительно большую свободу в отношении количества частей и их драматургических функций по сравнению с нормативным классическим симфоническим циклом (т. е. характерно именно отсутствие этого норматива).
При всей свободе в структуре цикла инструментальной симфонии 60-70-х гг., общая тенденция скорее связана здесь с уменьшением количества частей традиционного сонатно-симфонического цикла. Для вокальной же симфонии характерна обратная закономерность - увеличение количества частей, и в этом отношении она тесно связана с другими вокально-циклическими жанрами. Полнота отражения действительности, подразумеваемая симфоническим жанром, требует объединения значительного количества стихотворений-миниатюр'.
Симфонии, являющиеся объектом нашего анализа, обнаруживают Разные тенденции в отношении строения цикла, прежде всего в зависимости от их жанрово-стилистического генезиса. В более ранних из вокальных симфоний Шостаковича и Вайнберга сохраняется еще очень тесная связь с традиционным сонатно-симфоническим циклом.
Тринадцатой симфонии Шостаковича отчетливо выявляют драматургические функции частей сонатного цикла (воспользуемся терминами, предложенными Т. Ливановой в работе «Музыкальная драматургия И. С. Баха в ее исторических связях» и широко вошедшими в теоретическое музыкознание): I часть - «центр тяжести» цикла, отличающийся наибольшей сложностью, масштабностью, многоплановостью, действенностью и конфликтностью развития.