Проблема музыкальной многоэлементности
В XX веке, в наши дни, в музыкознании выдвигается проблема структуры (многоэлементности) и системности формы и содержания. Содержание, как и форма,- иерархично. В нем присутствуют все более повышающиеся в ранге уровни - стилистические и жанровые - культурные слои. Иерархично оно не только в плане структуры, но и различных уровней восприятия.
Проблеме многоуровневое содержания и формы большое внимание уделяет Е. Назайкинский. Новый аспект ее рассмотрения - диалектические взаимоотношения содержания и формы в структуре произведения. Действительно,- пишет Е. Назайкинский, если относить материал (субстрат, средства), воплощающий идею, образ, предмет, значение, к форме, а воплощенную предметность - к содержанию, то обнаруживается весьма примечательная диалектическая лестница взанмопереходов и превращений.
Так, физико-акустический материал является внешней формой по отношению к чувственно-определенным звуковым впечатлениям, последние же выступают как материализованное в акустической ткани содержание. Но эти звуковые ощущения в то же время играют роль субстрата, в котором воплощается музыкально-интонационное содержание.
Таким образом, сенсорный уровень выступает но отношению к более низкому – акустическому как содержание, а по отношению к более высокому - интонационному - как форма. В свою очередь, сочетание интонационно-смысловых единиц, создающее в комплексе более сложные метафорические смыслы, является для последнего формой, а сами эти смыслы - содержанием и так далее .