Разработка вопросов музыкального содержания
Разработка вопросов музыкального содержания оказывается необходимой для более глубокого определения критериев музыкальной художественности, для роста социальной активности критики.
В материалах XXVII съезда КПСС, январского (1987) Пленума ЦК КПСС подчеркивается необходимость разработки методологических проблем конкретных наук. Содержание музыки - одна из наиболее фундаментальных проблем музыкознания и критики, с решением которой в значительной мере связано исследование материалистических основ музыки (отношение музыки к действительности, природа музыкальной образности, мышления, языка), вопросов реализма. Решение этой проблемы раздвигает горизонты понимания диалектического отношения содержания и формы в искусстве, горизонты философской эстетики в целом.
В ходе развития социальных потребностей в музыке и ее социальных функций, форм бытования и механизмов восприятия исторически менялся предмет музыкально-образного освоения действительности - от простейших психофизиологических реакций, эмоций к сложной и противоречивой борьбе чувств, к многомерности и богатству человеческой духовности, широкой панораме социальной действительности, мировоззренческой концепционности. Вместе с изменением предмета художественного освоения раздвигались границы музыкального содержания - подвижной динамичной стороны художественной целостности.
Интерес к музыке как виду искусства, обладающему могучей силой воздействия, на всех этапах становления культуры непременно касался художественного содержания; разное освещение оно получало в различные исторические эпохи. Чрезвычайное внимание уделяла античная эстетика проблеме музыкально-эстетического, общественного воспитания, основу которого составляло учение об этносе - определенной психологической настроенности личности, связанное с конкретным содержанием древнегреческих ладов.