Схема классификации источников
В книге говорится об источниках сведений о многих и разнообразных сторонах русской музыкальной культуры XVIII- начала XX века: о жизни и творчестве композиторов и исполнителей музыки, о музыкальном театре (опера, балет, оперетта), в том числе о работавших в России иностранных труппах, о концертной жизни, деятельности музыкально-общественных организаций, музыке в быту, в армии, в церкви, о музыкальном образовании, мысли о музыке, о слушателях, изготовлении музыкальных инструментов и др.
Единой, универсальной схемы классификации источников в прикладном (конкретном) источниковедении нет и быть не может. В зависимости от того, какая область жизни, какая отрасль материальной или духовной деятельности людей и в каком аспекте изучается, различен состав привлекаемых материалов и их сравнительная ценность. С течением времени одни виды и формы исчезают, другие появляются; различно соотношение разных видов источников для разных исторических периодов. Поэтому не правомерно встречающееся в литературе деление на «источники» и «первоисточники». Можно говорить лишь о первоисточнике каких-либо определенных сведений, которые затем повторялись, точно или с изменениями. Более того, и сами исследования могут стать историческим источником, если изучается история мысли, история науки.
Целесообразна систематизация источников по признаку происхождения, наиболее отвечающему обязательному для каждого исследования принципу историзма, и по видам. Источники одного происхождения и вида обычно требуют единых или хотя бы сходных приемов источниковедческого анализа и самого розыска их. Практические цели книги вызвали выделение некоторых видов источников в самостоятельные группы. Ноты и воспоминания, хранящиеся в личных архивных фондах, рассматриваются не в главе, этим фондам посвященной, а в специальных главах (первые - вместе с другими нотными собраниями, вторые - вместе с печатными мемуарами).