Тезис исторического материализма

Научно правильный сколько-нибудь адекватный вывод о прошлом возможен только при исторической точке зрения, историческом подходе. Многолетние разыскания в архивах, упоминания подлинных фактов, ссылки на солидные источники, цитаты из трудов основоположников марксизма еще не означают исторического подхода. Историзм - это метод, это позиция.

Все имеет не только настоящее, но и прошлое, отзвуки, отсветы которого непременно отыщутся в будущем. Говоря словами А. А. Ахматовой: «Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет». Все следует изучать как «единый, закономерный во всей своей громадной разносторонности процесс». Для истории духовной культуры весьма важно положение исторического материализма о том, что зависимость духовной жизни от материальной не односторонняя, что велика роль идей в социальном развитии.

Тезис исторического материализма о закономерности, неслучайности общественного развития требует, как и главный закон диалектики, изучать любой объект во всех его связях. Нужно найти, чем он порожден, в чем его неслучайность и каковы его закономерные последствия. Нет явлений, не имеющих причин их возникновения и не порождающих каких-либо следствий. Причина и следствие «лишь моменты всемирной взаимозависимости, связи (универсальной) , взаимосцепления событий.»16 Но нельзя понимать причинность как однозначную, однолинейную связь. Единственной причины не бывает, всегда существует обусловленность явления сложной системой взаимозависимости, перекрещивающихся причинных воздействий.

Ленин в своих работах, письмах, как известно, постоянно утверждал принцип историзма. Его высказывания ясно, просто и достаточно конкретно выражают методологию исследования любых сторон социальной жизни. Не только к вопросу об общественных формациях (о чем непосредственно шла речь) имеют отношение его слова, что марксизм «указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка» их, «рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определенным условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных „главенствующих" идей или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тенденций».