Великие достижения оперного искусства
Великие достижения оперного искусства XIX столетия поставили в очень трудное положение последующее творчество. Многочисленные современные споры о состоятельности или несостоятельности оперы как жанра, как условного во многом соединения разных искусств почти не затрагивают проблему внутренней структуры музыкального компонента, хотя именно здесь и сосредоточивается жизнеспособность оперного искусства. Если занимать в этом вопросе оптимистическую позицию, то можно ожидать, что новые оперы будут рождаться не в реторте кабинетного творчества, пускай даже максимально оснащенного знанием различной стилистики и технологии, а из жизненных проблем общества, обязательно отражая что-то очень важное в бытии, людей, становясь близкими многим.
В вокальной музыке, в опере воздействие слова на музыку огромно, и хотя здесь рассматривалось содержание только музыкальных компонентов оперных произведений, нельзя полностью отбросить их вокальное происхождение, потому что слово в восприятии содержания главенствует и направляет наши музыкальные ассоциации. В инструментальной музыке, не связанной со словом, существуют огромные по протяженности произведения - в классическом наследии это симфонии, сонаты, концерты,- которые наделены колоссальным содержанием и которые, кстати, выступают главным аргументом в теориях бессодержательности музыки.
Продолжим рассмотрение содержания, в частности реалистического музыкального содержания, на материале таких, бесирограммных произведений. Предварительно - несколько соображений по поводу содержательной системы музыкального классицизма. Здесь уже говорилось об универсализме как основной идее внутреннего содержания классической музыки. Бетховен, завершая эпоху классицизма, доводит разработку универсальных значений до открытой программности,- вспомним хотя бы его Героику, Судьбу, Радость. В инструментальной музыке венских классиков, предваряющих век романтизма и реализма, оказались затронутыми также и те ассоциативные значения, которые входят как обязательный компонент в реалистическое содержание музыки: национально-характерные, личиостно-психологические, и в самой малой степени - дистанционно-временные. Что же поставило преграду дальнейшей разработке этих ассоциативных областей в рамках классической системы? Прежде всего - сам классический метод, пригодный прежде всего для формирования универсальных значений.