Значимость и свойства текста в музыке
Эта возможность сама по себе определяется свойством текста, легкостью его восприятия, простотой средств и эмоциональной заразительностью. Вследствие этого музыка эстрады, если она обладает способностью быть запоминаемой и воспроизводимой (как возможность, но не обязательно как действительность), по способу коммуникации принадлежит к категории произведения, а по типу текста - к категории первичного жанра то есть бытовой музыки.
Это подтверждается реальной картиной бытования эстрадной песни, отсутствием принципиального отличия в типе деятельности при восприятии песни с эстрады в исполнении мастера-профессионала и дома (по телевидению) в исполнении композитора или исполнителя-любителя.
Частое объединение в одном лице композитора и исполнителя и вообще вытеснение письменного авторства устным исполнительским творчеством, фольклоризация песни - явление закономерное. Чувственно воспринимаемое явление- исполнение - в сознании слушателя как бы отодвигает на задний план фигуру композитора - автора текста.
К вопросу о содержании музыки в XIX веке разные музыканты подходили с разных позиций. Эд. Ганслик в итоге своих наблюдений пришел к мысли о тождестве музыкального содержания и музыкальной формы, о невозможности для музыки иметь иное содержание, нежели музыкальное. Эта точка зрения была поддержана Г. Ларошем, который, однако, на практике (в качестве музыкального критика) ее не реализовал.
В целом же для русских композиторов-классиков и русских критиков-классиков была характерна противоположная точка зрения. Они признавали за музыкой безграничную возможность воплощения внемузыкального содержания.
Для Чайковского - это мысль о программности в широком смысле слова, для Мусоргского - идея правды и живого слова (на практике война с рамплиссажем, с общими местами и пр.), для Римского-Корсакова - воплощение жизни человеческого духа и природы. При этом содержание выступало в монолитном, целостном, нерасчлененном виде.