Значимость музыкального критиковедения

Вот несколько исходных пунктов для будущего теоретического и исторического критиковедения. Может ли иметь такое планомерное изучение теории и истории музыкальной критики, помимо специфического, научно-исследовательского, и жизненно-ценный, конкретный смысл и применение? Вопрос, при современных требованиях, предъявляемых к научно-исследовательской работе, естественный. Мы считаем возможным дать ответ положительный и формулировать конкретно-практическую значимость музыкального критиковедения в следующих положениях:

I. Только всестороннее историческое изучение данного музыкального памятника в его критическом освещении дает возможность составить о нем полное представление, особенно если художественный и общественный смысл этого памятника, в силу его многогранности, не исчерпывается одной эпохой.

II. История музыкальной критики даст богатый (подчас единственный) материал для характеристики и общего звукосозерцання эпохи и эволюции музыкально-художественных воззрений.

III. Лишь при номоши анализа результатов музыкально-критической деятельности выдающихся представителей таковой возможно усвоение приемов и методов критической деятельности для лиц, специализирующихся в данной области.

В этом - научно-эвристическая ценность изучения музыкальной критики: тут критика, в свою очередь импульсируемая первичной художественной данностью, является тем динамическим, будирующим, я бы решился сказать диссонирующим началом, которое поддерживает науку об искусстве на уровне современности и не дает застыть на консонантное освященных традицией выводов.

Так творческая энергия художника - через посредство художественной критики - трансформируется в энергию научной мысли.